Мосты не выдержат, аэропорты беззащитны: ЕС боится "плохого соглашения" для Украины
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Представители Европы также были на переговорах в Женеве.
Согласно данным западных служб разведки, через три-пять лет Россия может быть готова к атаке против одной из стран Европы или по меньшей мере проверки действия статьи 5 НАТО о коллективной обороне: когда нападение на одного союзника должно рассматриваться как нападение на всех.
Что важно знать :
- ЕС хочет видеть Украину ключевым партнером по безопасности;
- Инфраструктура в Европе не готова к войне;
- Переговоры с США по мирному соглашению двигаются в правильном направлении.
Преодолеть пробелы в безопасности европейские государства планируют до 2030 года — на это направлена дорожная карта оборонной готовности, разработанная Европейской Комиссией. В документе четко говорится: милитаризованная Россия будет представлять длительную угрозу в далекой перспективе.
Деньги есть, но…
По данным осведомленных собеседников "Телеграфа", обеспокоенность по поводу уровня российской угрозы для ЕС значительно выросла на фоне условий "мирного плана" по окончании войны в Украине, который первоначально выдвинули Соединенные Штаты Америки.
"Одно из условий безопасности в Европе — сильная Украина, которой не устанавливают никаких ограничений по численности войска или видов оружия, которое военные должны иметь в своем арсенале", — говорит один из собеседников.
На уровне Европейского Союза ключевым человеком, отвечающим за вопросы безопасности, является еврокомиссар по обороне Андрюс Кубилюс. Он неоднократно повторял, что Россия имеет в распоряжении армию, закаленную в боях, гораздо более сильную и опытную, чем в 2022 году.
В то же время надежда европейцев на единственную в мире другую армию с подобным опытом.
"На нашей стороне другая армия, закаленная в боях — это Украина, с боевой промышленностью, испытанными возможностями и так далее. Вопрос в том, как мы можем интегрировать их способности с нашими", — утверждал чиновник во время выступления в Европейском парламенте в начале ноября.
Позже в комментарии "Телеграфу" он анонсировал работу над так называемым Европейским оборонным союзом, который может включать Украину даже до ее членства в ЕС.
Хорошая новость в том, что Европа преодолела десятилетие недофинансирования обороны. Государства-члены увеличили оборонные бюджеты с 218 млрд евро в 2021 году до 343 млрд в 2024-м.
Были представлены новые инструменты ЕС, такие как Европейская программа оборонной промышленности (EDIP) или ReArm Europe, которая мобилизует до 800 млрд евро через новые инструменты вроде SAFE-кредитов на закупку вооружения государствами-членами.
Обязательства, принятые союзниками на саммите НАТО в июне 2025 года относительно нового показателя оборонных расходов на уровне 3,5% ВВП к 2035 году, потребуют в следующее десятилетие стабильных дополнительных расходов не менее 288 млрд евро ежегодно.
Пока глобально ситуация с перевооружением движется в правильном направлении, на более практическом уровне у европейцев до сих пор много проблем.
"Если в Украине у нас будут плохие условия мира, аппетиты России будут расти в отношении других соседей. Нет уверенности, что мы сейчас к этому готовы", — высказывает предположение один из источников в Брюсселе.
Хлипкие мосты, незащищенные аэропорты
К примеру, ряд мостов в Европе технически не готов к прохождению больших колонн военной техники в случае конфликта с Москвой. Чтобы исправить это, требуются новые инфраструктурные проекты и месяцы строительства.
"Наши мосты сегодня часто не способны выдерживать вес, необходимый для прохождения военных колонн.
Наши туннели иногда слишком узкие", — отмечает чиновник ЕС.
При этом российская агрессия против Украины ежедневно доказывает, сколь важно обеспечить быстрое и беспрепятственное перемещение военной помощи и поставок. В этой связи 19 ноября в Брюсселе представили новые шаги, направленные на повышение военной мобильности в рамках Евросоюза.
"В ЕС до сих пор существуют значительные препятствия для эффективной военной мобильности. Разногласия в национальных правилах, фрагментированные процедуры и отсутствие четкой координации продолжают замедлять военные перевозки.
Транспортная инфраструктура ЕС недостаточно адаптирована к потребностям двойного назначения и остается уязвимой к сбоям. Доступ к горючему для операций военных перевозок также является проблемой. Транспортные возможности двойного назначения, имеющие критическое значение для военных операций, остаются ограниченными.
Эти препятствия проявляют критические уязвимости транспортной сети Союза и подрывают оборонную устойчивость ЕС", — говорится в документе, который есть в распоряжении нашего издания.
Цель — создать общеевропейскую Зону военной мобильности до конца 2027 года как первый шаг к постепенному формированию "военного Шенгена". По сути, беспрепятственного передвижения войск и техники.
Предлагается четкий процесс перемещений нужного вооружения с максимальной продолжительностью три рабочих дня. Также единая процедура разрешений для всех 27 государств-членов и упрощенные таможенные формальности.
Планируется около 500 ключевых проектов и целевые инвестиции для устранения проблем на приоритетных коридорах для перебрасывания техники.
"Речь идет о существующих мостах, тоннелях и так далее? которые нуждаются в ремонте, чтобы соответствовать требованиям. Государства-члены должны работать с Еврокомиссией над новыми инфраструктурными проектами. Речь и об определении маршрутов, по которым должны двигаться военные колонны в случае необходимости, ведь, очевидно, не должно быть неприятных сюрпризов", — объясняет чиновник ЕС.
Основой для обсуждений есть так называемые четыре военных приоритетных коридора — железная дорога, дорога, море и воздух. Причем в Еврокомиссии настроены работать с ближайшими соседями – Украиной и Молдовой – чтобы создавать общую систему.
Еще один пункт, над которым в европейских столицах активно работают – защита стратегической инфраструктуры на фоне случаев вторжений российских дронов.
"Вспомните атаки дронов на аэропорты в Германии, Дании и Бельгии. Также были атаки на железнодорожную инфраструктуру во Франции и совсем недавно — в Польше.
Очевидно, что нам нужно принимать меры. Фактически же государства-члены во-первых должны определить, какие объекты критически важны: аэропорты, порты, терминалы", — объясняет чиновник ЕС.
Второй этап – принятие шагов по защите инфраструктуры. К примеру, конкретные планы, как противодействовать атакам БПЛА. При этом в Евросоюзе отмечают "полную координацию" шагов с НАТО как главным военным блоком.
Что по переговорам
По данным "Телеграфа", в понедельник, 24 ноября, лидеры ЕС соберутся, чтобы получить информацию о том, что обсуждалось в Женеве в течение выходных в рамках встреч украинской и американской делегаций. Встреча состоится на полях саммита ЕС-Африка в Анголе.
По данным издания Politico, несколько дипломатов ЕС говорят, что Украина и Европа вышли из женевских переговоров усиленными — ведь раньше их часто держали в стороне при попытках Дональда Трампа договориться о завершении войны.
Примечательно, что при обсуждении американского мирного плана в Швейцарии присутствовали Бьорн Зайберт и Педру Лоорти — руководители кабинетов главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляен и президента Европейского Совета Антониу Кошты.
В связи с этим у Брюсселя появилось больше оптимизма по поводу хода дискуссий. Государственный секретарь США Марко Рубио якобы пообещал европейским партнерам, что их соображения по безопасности будут учтены в любом мирном соглашении.